Как создать отдел продаж, который будет работать продуктивно без пристального контроля собственника бизнеса

Разбираем, что важно учесть владельцу бизнеса, чтобы построить эффективный отдел продаж под ключ.

Как создать отдел продаж, который будет работать продуктивно без пристального контроля собственника бизнеса

Разбираем, что важно учесть владельцу бизнеса, чтобы построить эффективный отдел продаж под ключ.
Если у собственника бизнеса нет четкого представления о том, как устроен процесс продажи в компании, если менеджеры работают кто во что горазд или просто высиживают положенные часы без особого энтузиазма, другими словами, если в продажах нет системности, то о росте и развитии можно забыть. Не прогореть бы с таким подходом. В статье разберем, как построить по-настоящему эффективный отдел продаж, который будет стабильно показывать результаты, даже если вы в отпуске, а ваши менеджеры трудятся удаленно.

Константин Башкатов Генеральный директор в о2
Константин Башкатов
Генеральный директор в о2

Содержание

Книга «Создание отдела продаж с Битрикс24»

Семь составляющих результативного отдела продаж

Отдел продаж — это не просто самостоятельное подразделение в структуре компании, это сложный механизм. Чтобы он работал как часы и стабильно приносил компании прибыль, нужно грамотно его настроить. Создаете вы отдел продаж с нуля или оптимизируете уже существующий, важно проработать 7 ключевых пунктов, чтобы сделать все правильно.

  • Воронка продаж
    Если продажи в компании идут как-то сами собой, не стоит ждать от менеджеров серьезных результатов. Чтобы неизменно наращивать прибыль, в компании должна быть выверенная воронка продаж, которая описывает все основные этапы работы с клиентом и помогает деликатно подвести его к покупке. В идеале эту воронку нужно оцифровать и не боятся вносить коррективы, если какой-то из этапов дает сбой.
  • Планирование
    Речь не только о финансовых показателях на следующий квартал, полугодие или год, но также о конкретных шагах, которые помогут достичь поставленных целей. У владельца бизнеса и/или руководителя отдела продаж должно быть четкое понимание того, сколько денег компания рассчитывает заработать, как именно и какие усилия нужно для этого приложить.
  • Команда
    Если менеджеры не справляются с потоком входящих обращений или просто не проявляют должного рвения к работе, бизнес будет терять клиентов и деньги. Чтобы этого не случилось, важно хорошо продумать: как будет организована структура отдела продаж, сколько нужно менеджеров, кто за что будет отвечать, какими будут KPI и система мотивации. Каждый на своем месте должен ясно представлять, что от него требуется и что он за это получит.
  • Регламенты
    Чтобы даже средний менеджер стабильно доводил клиентов до заключения сделки, нужна четкая последовательность действий: как будут распределяться новые заявки между сотрудниками, как быстро они должны их обрабатывать, сколько времени уделять работе со старыми клиентами и так далее. Прозрачный алгоритм работы менеджеров поможет сделать продажи системными и быстрее вводить в должность новых сотрудников.
  • Скрипты
    Готовые речевые сценарии помогают менеджерам звучать уверенно, быстро и четко излагать мысли и не упускать важные моменты в разговоре с клиентами. С хорошими скриптами им не придется готовиться к каждому разговору. В итоге они смогут обзванивать больше клиентов, наращивая продажи. А еще скрипты ускоряют процесс адаптации новичков: с такими подсказками они смогут быстрее включиться в работу.
  • Аналитика
    Невозможно эффективно управлять продажами, имея перед глазами только данные о доходах и расходах компании. Владелец бизнеса должен видеть полную картину: конверсии и рентабельность по каждому источнику заявок, менеджеру, региону присутствия с разбивкой по периодам и возможностью отследить динамику показателей. Только на основе подробной аналитики он сможет принимать взвешенные управленческие решения.
  • Автоматизация
    Этот пункт идет в списке последним, но не по значимости. Современные платформы для бизнеса помогают выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, сокращать рутину и снижать процент ошибок из-за «человеческого фактора». По сути, с помощью одной только CRM-системы можно реализовать все шесть предыдущих пунктов из списка: оцифровать воронку продаж, выстроить систему мотивации и контроля сотрудников, на системном уровне закрепить регламенты, отслеживать работу по скриптам и получать актуальные аналитические отчеты по нужным показателям.

Как создать отдел продаж под ключ: основные этапы

Разберем пошагово, как выстроить работу отдела продаж таким образом, чтобы после запуска или трансформации он сразу начал работать на результат.

  • Подробно опишите и оцифруйте процесс продажи
Распишите в блокноте, табличке или на схеме, как должен быть устроен процесс продажи в компании: откуда приходят клиенты, как распределяются между менеджерами, какие этапы воронки проходят и что может подтолкнуть их к покупке. При оптимизации действующего отдела продаж нужно сначала расписать все текущие процессы «как есть». Так будет проще понять, на каком этапе происходит сбой и что можно улучшить.

На старте нужно определиться со стратегией: выстроить воронку продаж, проанализировать основные источники заявок и решить, какие средства связи использовать для общения менеджеров с клиентами. Когда перед глазами будет полная картина, продумайте, что можно упростить, ускорить или автоматизировать на каждом этапе воронки, чтобы работа шла продуктивнее.

В оцифровке воронки может помочь CRM. Такие системы позволяют визуализировать все этапы процесса продажи и на каждом из них настроить автоматизацию, чтобы избавить менеджеров от рутинных задач.

Воронка продаж с этапами в Битрикс24
  • Проработайте основные финансовые показатели
Рассчитайте, сколько клиентов бизнес должен привлекать и сколько денег зарабатывать ежемесячно, чтобы быть рентабельным. Какие потребуются затраты на продвижение проекта или продукта и что нужно для того, чтобы они окупались. На основе этих показателей составьте план продаж. В CRM можно установить план продаж для всего отдела разом или персонально для каждого менеджера, и в режиме реального времени отслеживать его выполнение.

План продаж для отдела продаж в CRM Битрикс24
  • Продумайте структуру отдела продаж
Теперь, когда перед глазами есть план продаж и воронка, которая описывает весь путь клиента от первого знакомства с компанией до момента покупки, пора подумать о кадрах. На этом этапе нужно просчитать, как будет организован отдел продаж, какие подразделения будут в него входить и сколько потребуется менеджеров, чтобы оперативно обрабатывать все входящие заявки. Структура отдела продаж и компании в целом зависит от масштаба, географии и сферы бизнеса. Даже в небольших фирмах разные менеджеры могут отвечать за разные города, источники заявок или продукты, если в компании их несколько. Чем прицельнее фокус менеджера, тем лучше результат.

Структура компании, пример с отделами и подразделениями
  • Составьте регламент работы менеджеров
Опираясь на готовую воронку продаж, распишите базовые сценарии работы менеджеров и утвердите регламент. Каждый сотрудник должен видеть свою сферу ответственности: обязанности, их приоритетность и срочность. Так менеджерам будет удобнее планировать дела на каждый день, неделю, месяц, HR-отделу — вводить новых сотрудников в должность, а руководителю — контролировать процессы.

В Битрикс24 регламенты можно закрепить на техническом уровне. Если менеджер не ответил на запрос клиента в установленный срок, система пожалуется руководителю. Если вышел из сделки, не запланировав новый этап коммуникации с клиентом, — напомнит об этом. А еще — пришлет распорядок на день.

Личный помощник Марта в CRM Битрикс24
Если компания собирается использовать CRM для систематизации продаж, рекомендуем разработать отдельный регламент — как работать в системе.

  • Разработайте систему мотивации
Чтобы менеджеры отдела продаж работали энергичнее, нужно заинтересовать их продавать больше. Для этого важно продумать систему материальной и нематериальной мотивации. Можно установить KPI или премировать за выполнение плана продаж. Главное, чтобы правила игры были понятными и прозрачными, и каждый сотрудник был в состоянии сам посчитать, сколько денег он получит по итогам месяца.

В CRM работать с любой системой мотивации куда проще, чем каждый месяц составлять отдельную табличку или пытаться фиксировать все заслуги на бумаге. Система в реальном времени учитывает все показатели: не нужно ничего специально считать, а сотрудник может хоть каждый день сверяться — сколько еще осталось до премии.


 CRM аналитика - как проанализировать вклад менеджера в продажи
  • Подготовьте скрипты продаж
Даже если вы не планируете требовать от менеджеров жесткого соблюдения готовых речевых сценариев, подготовьте для них шпаргалки с ответами на самые распространенные вопросы и возражения клиентов. С таким подспорьем им будет проще сориентироваться в сложной ситуации и звучать их аргументы будут убедительнее. Для работы по скриптам можно использовать специальные программы-конструкторы, а отслеживать, как именно менеджеры общаются с клиентами, удобно в CRM. Если подключить к системе телефонию, CRM автоматически будет записывать все разговоры, которые в любой момент можно будет прослушать.


Запись звонков с клиентами. Как арослушать звонок менеджера с потенциальным клиентом в CRM Битрикс24
  • Создайте базу знаний
Соберите все регламенты, скрипты, инструкции и контакты сотрудников в одном месте и постоянно пополняйте хранилище. Так все знания, накопленные командой за годы работы, останутся в компании, даже если кто-то из сотрудников заболеет или уволится. В структуре корпоративной системы Platrum есть удобный инструмент — база знаний, которая аккумулирует всю значимую информацию. Регламент проведения онлайн-встречи, скрипт обработки заявки, инструкция по созданию коммерческого предложения: что бы ни потребовалось, подсказки всегда будут под рукой. Новым сотрудникам будет проще адаптироваться в должности, а опытным не придется тратить время, отвечая на пустяковые вопросы.

База знаний Platrum для отдела продаж
  • Автоматизируйте бизнес-процессы, чтобы продавать больше
Прежде чем приступать к запуску отдела продаж, продумайте цифровую инфраструктуру, которую будете использовать. IP-телефония, CRM-система — все эти технологии способны существенно упростить работу компании, оптимизировать издержки и поднять продуктивность.

  • IP-телефония обходится компании дешевле обычной и предлагает куда больше опций.

  • CRM-системы позволяют бизнесу выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, превращая потенциальных заказчиков в постоянных покупателей. Битрикс24 считается одной из самых покупаемых CRM-систем на отечественном рынке. С ее помощью можно автоматизировать: наполнение клиентской базы контактами, создание документов, отправку счетов и e-mail-рассылок, распределение новых заявок между менеджерами, контроль соблюдения сроков ответа и не только.

CRM-аналитика: динамика продаж в CRM Битрикс24, статистика по продажам в виде графика и таблицы
Когда потенциальный клиент отправит сообщение в мессенджере, соцсети или через форму на сайте, новая заявка зафиксируется в системе. CRM автоматически сохранит контактные данные и суть запроса, и отправит уведомление менеджеру. Если он не ответит сразу — пришлет напоминание, а если вообще не свяжется — доложит начальству. Каждый разговор или переписка с клиентом будут записаны. Все договоренности сохранятся в системе. Если клиент просит время подумать, можно обсудить дату следующего созвона и запланировать дело. Благодаря напоминаниям менеджер точно не забудет об этом.

В нужный момент менеджер сможет сформировать коммерческое предложение в два клика — по шаблону, и отправить его клиенту в sms, мессенджер или на почту. Так же быстро он сможет выставить счет — все данные клиента подтянутся в документ автоматически из карточки клиента и реестра налоговой. По итогам месяца и менеджер, и его начальник смогут посмотреть, сколько успешных сделок он провел и на какую сумму. Кроме этого в разделе аналитики руководитель сможет увидеть, как работает отдел продаж в целом, как изменились показатели по сравнению с прошлым месяцем или с прошлым годом, кто из менеджеров продает больше, какие рекламные каналы дают лучшую конверсию и какие клиенты — самые ценные. В конечном счете CRM-системы помогают сделать продажи системными и уйти от ручного управления всеми процессами.

Книга «Создание отдела продаж с Битрикс24»
Наши кейсы

    Поделитесь статьей в социальных сетях

    Спасибо, что прочитали эту статью!

    Напишите нам, если остались вопросы по повышению эффективности работы отдела продаж. Поможем подобрать подходящие инструменты, чтобы систематизировать процессы и автоматизировать рутину.

    Звоните: +7 (812) 209-13-32
    Пишите: info@o2it.ru
    Константин Башкатов Генеральный директор в о2
    Константин Башкатов
    Генеральный директор в о2