ABC/XYZ-анализ: определяем товары, которые хорошо продаются и приносят высокую прибыль

ABC/XYZ-анализ — способ классифицировать товары в зависимости от их важности для бизнеса и повысить эффективность ассортиментной политики. Как он работает, какие преимущества дает и какие задачи помогает решать, расскажем в статье.

ABC/XYZ-анализ: определяем товары, которые хорошо продаются и приносят высокую прибыль

ABC/XYZ-анализ — способ классифицировать товары в зависимости от их важности для бизнеса и повысить эффективность ассортиментной политики. Как он работает, какие преимущества дает и какие задачи помогает решать, расскажем в статье.

Деятельность компании нельзя назвать эффективной, если она не использует ресурсы с максимальной отдачей. ABC/XYZ-анализ позволяет сократить затраты на хранение и доставку, получить больше прибыли от продаж, и обеспечить лучшее соответствие продукции спросу клиентов. Рассмотрим, как классифицировать ассортимент и какие инструменты могут облегчить эту задачу.
Бизнес-аналитик компании Dizlab
Константин Башкатов
Генеральный директор o2it.ru

Содержание

Книга «Создание отдела продаж с Битрикс24»

Что такое ABC/XYZ-анализ

Анализ ABC/XYZ представляет собой изучение товаров, основанное на их прибыльности и устойчивости спроса. Другими словами, это метод выявления продукции, которая оказывает наибольшее влияние на прибыль организации и чаще покупается.

ABC-анализ представляет собой разделение объектов по их прибыльности. Эта методика основывается на принципе Парето, который гласит, что 20% усилий дают 80% результатов. Таким образом, товары делятся на три группы:

А: Включает наиболее прибыльные позиции (20% товаров, 80% прибыли).
В: Объединяет средние по доходности позиции (30% товаров, 15% прибыли).
С: Содержит наименее прибыльные позиции (80% товаров, 5% прибыли).

Параллельно с ABC-анализом проводится XYZ-анализ, который представляет собой разделение товаров по степени колебания спроса или коэффициенту вариативности (КВ):

X: Включает товары с низким КВ (0-10%).
Y: Включает товары с умеренным КВ (10-25%).
Z: Включает товары с высоким КВ (более 25%), где спрос имеет наиболее непредсказуемый характер.

Для более полного анализа применяется комбинированный ABC/XYZ-анализ, который объединяет обе методики. Совместное применение ABC- и XYZ-анализов обусловлено тем, что по отдельности они не обеспечивают достаточную эффективность.

Как сделать ABC/XYZ-анализ: 4 шага

1. Собираем метрики
Для анализа ассортимента нам потребуются следующие метрики:
  • Полный список всей продукции, которую планируется проанализировать. Если ассортимент большой и разнообразный, например, компания занимается продажей цифровой и бытовой техники, то целесообразно провести анализ отдельно для каждой группы товаров. Так можно сравнивать ноутбуки с планшетами, а холодильники со стиральными машинами, чтобы результаты были объективнее.
  • Данные о доходах за анализируемый период.
  • Разбивка выручки на равные по времени отрезки. Например, если анализируем годовой период, то нужно разделить данные на 12 месяцев.
Мы для простоты предположили, что доля себестоимости у всех товаров одинаковая. Однако при реальном анализе необходимо учесть этот фактор, так как себестоимость может сильно повлиять на результаты.

Кроме того, иногда рекомендуется собирать дополнительные данные о продажах внутри рекламных каналов, таких как Яндекс Директ, таргетированная реклама и другие. В подобных сферах бывает, что товар, на первый взгляд, приносит хорошую прибыль, но после вычета расходов на рекламу его маржа существенно снижается или даже оказывается отрицательной. Следуя этой инструкции, можно провести более детальный и информативный анализ, который поможет определить наиболее прибыльные товары, а также выявить скрытые факторы, влияющие на прибыльность бизнеса.
2. Проводим АВС-анализ
Создаем таблицу в программе Excel. В первый столбец вносим все товары, которые планируется проанализировать. Во второй столбец вносим общую прибыль, полученную от продажи каждого товара. Рассчитываем долю в общей выручке, поделив прибыль каждой позиции на суммарную выручку, чтобы получить процентное значение.
ABC/XYZ-анализ: определяем товары, которые хорошо продаются и приносят высокую прибыль - таблица с долей в общей выручке
Далее рассчитаем долю нарастающим итогом.
ABC/XYZ-анализ: определяем товары, которые хорошо продаются и приносят высокую прибыль - таблица с долей с общей выручкой нарастающим итогом
В конце проведем классификацию товаров. Если процент < 80%, то включим продукцию в группу А, если в диапазоне 80-95% — в группу В, а если > 95% — в группу С.
Этот анализ позволит выделить наиболее значимые и прибыльные товары, что поможет сосредоточить внимание на ключевых позициях, увеличивающих прибыль компании. Эффективное использование Excel облегчит и ускорит анализ, а результаты помогут оптимизировать управление товарным ассортиментом и выработку маркетинговых стратегий. Мы рассмотрели, как сделать ABC-анализ. Теперь перейдем ко второй части этого уравнения и сравним те же товарные позиции по уровню колебания спроса.
3. Проводим XYZ-анализ
Этот анализ позволит выделить наиболее значимые и прибыльные товары, что поможет сосредоточить внимание на ключевых позициях, увеличивающих прибыль компании. Эффективное использование Excel облегчит и ускорит анализ, а результаты помогут оптимизировать управление товарным ассортиментом и выработку маркетинговых стратегий. Мы рассмотрели, как сделать ABC-анализ. Теперь перейдем ко второй части этого уравнения и сравним те же товарные позиции по уровню колебания спроса.
  • Подсчитаем среднюю выручку и запишем ее в соответствующую колонку. Для этого вычислим годовую сумму, поделив ее на 12 месяцев.
  • Подсчитаем стандартное отклонение (функция СТАНДОТКЛОН) и впишем значения в колонку. В диапазон указываем выручку за каждый месяц. Таким образом, понадобится 12 ячеек (если анализируется годовой период).
  • Вычислим КВ. Для этого разделим значение отклонения на среднюю выручку.
ABC/XYZ-анализ: определяем товары, которые хорошо продаются и приносят высокую прибыль - таблица с выручкой за год по категориям
Зная КВ товаров, объединим их в группы:

Группа X: товары, характеризующиеся стабильным спросом (КВ < 0,1).
Группа Y: товары, характеризующиеся колеблющимся спросом (0,1 < КВ < 0,25).
Группа Z: товары, характеризующиеся нестабильным спросом (КВ > 0,25).

Таким образом, XYZ-анализ позволит классифицировать товары по стабильности спроса, что поможет определить эффективные стратегии управления запасами, а также адаптировать маркетинговые и продажные подходы для различных товаров. Это обеспечит более эффективное управление ассортиментом и повышение общей прибыльности бизнеса.
4. Объединяем результаты
Совмещаем результаты ABC- и XYZ-анализов:

Группа AX и BX: Это основные источники дохода для компании. Они покупаются регулярно и в постоянных объемах. Рекомендуется всегда иметь их в наличии, чтобы избежать потерь прибыли из-за нехватки продукции в нужный момент.

Группа AY и BY: Эти позиции также приносят хороший доход, но имеют не такой стабильный спрос. Однако, они также должны быть в наличии.

Группа AZ и BZ: Эти товары отличаются хорошим доходом, но их спрос трудно прогнозировать. Хранение большого запаса данных товаров представляет риск, так как они могут так и не быть куплены, что приведет к заморозке средств. Наилучшим вариантом будет наличие поставщик, который может оперативно доставить товары при необходимости.

Группа CX: В данной группе находятся стабильные товары, но большие доходы они не приносят. Рекомендуется анализировать спрос и иметь в наличии только необходимое количество этих позиций.

Группа CY: Низкая доходность, нестабильный спрос. Этим товарам уделяется внимание в последнюю очередь, если более востребованные товары уже оплачены.

Группа CZ: Наиболее низкие доходы и спрос.

Не стоит сразу отвергать товары из последних групп. Вместо этого следует выяснить причины, которые привели к этому результату, и рассмотреть возможные факторы, способные изменить прибыльность этих товаров.

Для компаний, продающих один единственный товар или предлагающих одну услугу, данный анализ может не подойти, так как этот метод эффективен при анализе ассортимента с несколькими позициями. Однако таких компаний с ограниченным ассортиментом немного, и им доступны другие методы для оптимизации своего бизнеса.

В итоге необходимо более детально рассмотреть каждый товар, учитывая его особенности, рыночные условия и временные факторы, чтобы принимать обоснованные решения по изменению ассортимента и улучшению общей прибыльности компании.

Таким образом, ABC/XYZ-анализ представляет собой мощный инструмент для оптимизации ассортиментной политики компании, позволяющий выделить самые прибыльные и важные товары. С помощью анализа компания может сократить затраты на хранение и доставку, максимизировать прибыль от продаж, а также лучше удовлетворять потребности клиентов. Также компания получает ценную информацию для принятия взвешенных решений по управлению своим ассортиментом и успешной оптимизации бизнес-процессов.
Книга «Создание отдела продаж с Битрикс24»
Наши кейсы

    Поделитесь статьей в социальных сетях

    Спасибо, что прочитали эту статью!

    Обращайтесь за консультацией, поможем систематизировать продажи и настроить подходящие аналитические отчеты для эффективного управления бизнесом.

    Звоните: +7 (812) 209-13-32
    Пишите: info@dizlab.com

    Константин Башкатов
    Генеральный директор o2it.ru