Адаптация новых сотрудников: автоматизируем онбординг в Битрикс24

Расскажем, как помочь новичкам освоиться в компании и сократить издержки в процессе, используя возможности Битрикс24.

Адаптация новых сотрудников: автоматизируем онбординг в Битрикс24

Расскажем, как помочь новичкам освоиться в компании и сократить издержки в процессе, используя возможности Битрикс24.
Первые несколько дней на новой работе имеют решающее значение. Именно они задают тон будущим отношениям между сотрудником и компанией. Если процесс адаптации кадров выстроен плохо, новичкам будет сложнее влиться в работу. От этого пострадает их эффективность, а фирма может столкнуться с чередой увольнений. Чтобы этого избежать, важно с первых дней сделать нового сотрудника частью команды.

В статье разберем основные нюансы эффективного онбординга и расскажем, как этот процесс можно автоматизировать, чтобы снизить издержки компании на адаптацию новичков.
Константин Башкатов Генеральный директор интегратора CRM о2
Константин Башкатов
Генеральный директор в о2

Содержание

Чек-лист «107 функций современной CRM-системы» - скачать

1. Что такое онбординг и почему это важно?

Исследование Society of Human Resources Management (SHRM) показало, что в первые 18 месяцев работы компания может потерять до половины новых сотрудников. Грамотно выстроенный процесс адаптации позволит избежать текучки. Внимание и забота в первые дни работы на новом месте на 69% повышают вероятность того, что сотрудник задержится в компании минимум на три года. Именно поэтому так важно сделать адаптацию системной.

Весь процесс можно разделить на два блока:

  • Формальная адаптация. Вступая в должность, новый сотрудник должен подписать необходимые документы, получить доступ к корпоративным ресурсам, познакомиться с командой и корпоративной культурой, получить максимально подробные инструкции о том, в чем будет заключаться его работа, с кем из коллег он будет тесно взаимодействовать, и многое другое.

  • Неформальная адаптация. Этот блок больше касается межличностных отношений. Он может включать встречи с руководством и командой, шефство со стороны сотрудников, которые в компании давно, и всякие мелочи вроде приветственного пакета (welcome-пак). Суть неформальной адаптации в том, чтобы новый сотрудник не просто познакомился с компанией и командой, но и почувствовал себя ее частью.

Весь этот комплекс мероприятий и действий, которые помогают новым сотрудникам быстро и плавно адаптироваться к социальным и производственным аспектам новой работы, и называют онбордингом. По сути, онбординг - это подготовка новичка к тому, что его ждет. Весь процесс нацелен на то, чтобы ввести его в должность размеренно и без стресса.

2. Проблемы “ручного” онбординга

Конечно, издержки на онбординг могут быть пугающими, особенно при условии, что новый сотрудник на первых порах не приносит компании денег: до 30% его годовой зарплаты приходится на процесс адаптации. Но если онбордингом пренебречь, это может обойтись еще дороже - ведь этот сотрудник уйдет, а вам придется искать нового и все начинать сначала - без гарантии успеха.

Вдумайтесь только: по данным консультантов по менеджменту Марка Штейна и Лилит Кристиансен, если компания ежегодно теряет по 8-15% сотрудников, то каждые пять лет она меняет до 75% всего штата. В таком разрезе подбор кадров выглядит просто золотым.

Поэтому все расходы на адаптацию новичков - это деньги, которые точно потрачены не зря: чем быстрее новые сотрудники почувствуют поддержку и приспособятся к новым ролям, тем быстрее они смогут начать приносить пользу компании. А издержки можно сократить - с помощью частичной автоматизации процесса.

В небольших компаниях, которые нанимают максимум несколько новых сотрудников в месяц, отсутствие автоматизации онбординга не станет проблемой. Но для крупных компаний, которые ежемесячно набирают от нескольких десятков до нескольких сотен специалистов на множество разных позиций, ручные процессы слишком трудоемки, затратны и неэффективны. Даже повторяющиеся простые задачи — например, заполнение форм, загрузка и подписание документации, доступ к внутренним сервисам, а также организация встреч с новыми коллегами — отнимают много времени у HR-отделов.

3. Кому выгодна автоматизация онбординга

Традиционно считается, что в автоматизации процесса заинтересованы только отделы кадров, ведь именно на них ложится основная часть работы по адаптации новых сотрудников. На самом деле, в выигрыше останутся все.

Успешный онбординг поможет снизить текучку, делать больше - с меньшими временными затратами, что, безусловно, оценит топ-менеджмент. Бухгалтерия своевременно будет получать от новых сотрудников все необходимые данные - по списку. IT-отделы тоже останутся в плюсе - они смогут лучше планировать свою работу, чтобы к приходу нового сотрудника у него на рабочем месте уже был компьютер со всеми необходимыми программами, настройками и доступами. И никому при этом не придется бегать, звонить, выяснять - что именно требуется сделать, для кого и к какому сроку.

4. Что важно знать при выборе ПО

Понятно, что отдельную корпоративную систему только ради того, чтобы адаптировать новых сотрудников, никто заводить не будет. Но если компания серьезно подходит к онбордингу, при выборе корпоративных программ нужно учитывать несколько важных моментов, которые могут вам в этом процессе помочь.

  • Наличие подробной аналитики. Убедитесь, что вы сможете проверять, как сотрудник усвоил регламенты компании, выполняет задачи, проходит курсы. Так вам будет проще отслеживать процесс адаптации.

  • Настраиваемые рабочие процессы. Автоматизированные системы адаптации должны соответствовать конкретным потребностям вашей организации.

  • Удобство использования. HR-менеджерам нужны средства автоматизации, которые помогают им выполнять свою работу, а не нагружают новой. Внедрение системы автоматизации должно принести гораздо больше положительных изменений внутри организации после ее развертывания.

5. Особенности онбординга в Битрикс24

Корпоративный портал Битрикс24 с его возможностями надстроек полностью закрывает вопрос онбординга. В нем можно создать свою корпоративную социальную сеть - с лентой новостей и групповыми чатами, сформировать график работы, ставить задачи и привлекать к их выполнению коллег, вести собственную базу знаний с инструкциями для новичков, и много чего еще.

Разберемся подробнее, как Битрикс24 может помочь в адаптации новых сотрудников и какую часть процесса можно автоматизировать.
  • Шаг 1. Подготовка
    Создайте контрольный список всего, что необходимо сделать для успешной адаптации. Например:

    • запросить набор документов для приема на работу
    • предоставить доступ к корпоративным ресурсам
    • выдать пропуск в здание
    • настроить рабочий компьютер
    • создать учетную запись в интранете
    • представить нового сотрудника команде

    По этому списку поставьте задачи профильным подразделениям, чтобы никто ничего не забыл. К примеру, поручите офис-менеджеру выдать необходимую канцелярию и велком-пак, IT-специалистам — создать корпоративную почту, предоставить логины и пароли для доступа к системе, охране — выдать пропускное удостоверение.
  • Шаг 2. Начало

    Новый сотрудник обычно начинает свой первый день на рабочем месте с заполнения форм и подписания бумаг. В Битрикс24 этот процесс легко автоматизировать. Заранее подготовьте все формы, списки и образцы документов - для бухгалтерии и отдела кадров. Дальше можно настроить автоматическую отправку всех заготовок в корпоративную почту вместе с приветственным письмом, а можно создать шаблонную задачу, в которой все это тоже будет.


    С бумажками разобрались, теперь важно представить нового члена команды коллегам. Расскажите немного о нем в ленте новостей на Корпоративном портале и попросите заполнить свой профиль. Так коллеги сразу же будут знать нового сотрудника в лицо, даже если он работает удаленно. Чтобы это было взаимно, дайте новичку доступ к структуре компании, где есть фотографии и контактные данные каждого члена команды с разбивкой по подразделениям.

Структура компании в CRM Битрикс24 корпоративный портал
  • Шаг 3. Обучение

    Каждая компания имеет свою корпоративную культуру – дресс-код, стиль общения, режим работы и многое другое. В Битрикс24 можно аккумулировать все эти нормы и правила в Базе знаний. Вам достаточно будет просто отправить ссылку на нужный раздел, например, “Первый день работы. Инструкция”, чтобы познакомить нового сотрудника с распорядком компании. В результате, новички получают мгновенный доступ к информации, необходимой на старте работы, а вы снижаете затраты на обучение.

База знаний CRM Битрикс24, корпоративный портал
  • Шаг 4. Проверка

    Автоматизировав онбординг, вы сможете разработать критерии его эффективности и легко оценить результаты.


    Поставьте сотруднику несколько задач на период адаптации - изучить документы, освоить программы, ознакомиться с регламентами. Сделайте эти задачи приоритетными и добавьте оценочные листы или тесты, чтобы измерить полученные знания и навыки.


    Также в Битрикс24 можно посмотреть, во сколько сотрудник начинает рабочий день, вовремя ли закрывает задачи и как распределяет рабочее время между проектами. Все это позволяет следить за адаптацией в режиме онлайн и, если нужно, подключиться и помочь советом.

6. Результат и сроки

Грамотная автоматизация упростит процесс адаптации и сократит время выполнения рутинных задач. Вся ваша команда будет благодарна за упорядоченные списки дел и автоматические контрольные точки, которые помогут новым сотрудникам пройти через процесс адаптации.

Тем не менее, автоматизированные процессы никогда не должны полностью заменять человеческий аспект. В течение первых шести-восьми недель обязательно запланируйте регулярные личные встречи с новыми сотрудниками, чтобы получить обратную связь и помочь им быстрее адаптироваться.

«

"По размеру штата o2 - небольшая компания, но часть процесса онбординга мы у себя тоже автоматизировали. Например, когда мы добавляем в Корпоративный портал нового сотрудника, ему автоматически ставится несколько задач: заполнить профиль, подписать и отправить документы (список и образцы прилагаются), зарегистрироваться на портале Битрикс24 и пройти ознакомительные курсы по работе с Корпоративным порталом (Офис и Задачи).


Весь процесс автоматизации занял не больше получаса. Зато теперь, набирая новых сотрудников, мы экономим кучу времени на том, чтобы ввести их в курс дела. Это время мы можем потратить, чтобы пообщаться, получить обратную связь, помочь или ответить на вопросы".

Константин Башкатов Генеральный директор в o2
Константин Башкатов
Генеральный директор в o2
Наши кейсы
    Чек-лист «107 функций современной CRM-системы» - скачать

    Поделитесь статьей в социальных сетях

    Спасибо, что прочитали эту статью!

    Ищете инструменты для автоматизации онбординга? Мы поможем настроить процесс адаптации новых сотрудников без рутины - в компаниях любого размера.

    Звоните: +7 (812) 209-13-32
    Пишите: info@o2it.ru
    Константин Башкатов Генеральный директор в о2
    Константин Башкатов
    Генеральный директор в о2